Как писать о трагедиях и не сойти с ума. Коротко о журналистике травмы

Непростые, часто болезненные, трагические истории всегда привлекают больше внимания, лучше читаются. Часто результатом вовлечения читателей, общества становится помощь герою такого материала, решение проблемы. Освещать непростые ситуации, несчастные случаи, конфликты, войны – важная задача журналиста. Но чтобы написать хорошую историю и не лечиться потом от посттравматического расстройства, необходимо позаботиться и о себе. Как это сделать – расскажем в нашем материале, основанном на семинаре по журналистике травмы с медиатренером Мариной Загорской.

Марина Загорская. Фото: Марина Загорская/Facebook

 

Термин «журналистика травмы» сам подсказывает нам, что речь о каких-то непростых, травмирующих событиях, о которых журналисту нужно рассказать обществу.

Журналистика травмы – это когда репортёр освещает боевые действия, стихийные бедствия, разного рода катастрофы, рассказывает личные тяжёлые истории людей – об их потерях, болезнях. В Беларуси в течение последнего года многим журналистам пришлось столкнуться с десятками непростых историй о жёстких подавлениях протестов, о том, как людей избивали, судили, бросали в тюрьмы, о жизни семей без кормильцев.

Как общаться с людьми, пережившими травму?

Как общаться с людьми в таких ситуациях? Как правильно их опрашивать? Что, вообще, прежде всего должен делать журналист – спасать или выполнять свою работу? Приводим советы от Марины Загорской.

  1. Делать свою работу. Спасение оставить профессионалам.

Журналист должен разговаривать с очевидцами, снимать, записывать. Нужно помнить про свою задачу – информировать население, влиять своими материалами на общество. Журналист не имеет права вмешиваться в конфликты. Репортёр – не профессиональный спасатель, и часто может только навредить, делая не свою работу, в том числе себе. А освещение какого-либо факта, рассказ о происшествии, фотография могут принести огромную общественную пользу. Поэтому задача журналиста, работающего с трагедиями – собрать как можно больше фактов и рассказать о них.

  1. Говорить с героем нужно после того, как он выйдет из состояния шока.

Нужно помнить о признаках острой фазы шока: дыхание поверхностное, прерывистое, пульс слабый, кожа бледная, покрыта холодным липким потом, конечности холодные. Человек принимает застывшую позу, отрешенный взгляд.

Важно попытаться вернуть человека к жизни: отвести в тихое, безопасное место,  вернуть «в тело» — тепло укрыть (создать ему защитный кокон, символические объятия), дать теплое питье, обратиться по имени. Восприятие собственного тела и звука своего имени — одно из самых ранних пониманий себя как человека. Контакт с телом и звук имени — это возвращает в реальность.

Как только вы заметили, что тело человека расслабилось или, наоборот, пришло в нормальный тонус, руки потеплели, взгляд сфокусирован, на вопросы отвечает ясно и логично, у него есть план дальнейших действий — можно задавать вопросы

Представьтесь. Нужно, чтобы человек четко понимал: вы журналист,
а не кризисный психолог. Назовите свое имя и СМИ

Просто и коротко объясните свою задачу: «Я веду репортаж», «Я готовлю сюжет о том, что здесь происходит». Объясните, что материал будет опубликован, выйдет в эфир.

Если интервью предполагается длинным, можно сесть рядом с собеседником. Некоторые находят, что иногда лучше не вступать в зрительный контакт с собеседником, а смотреть в ту же абстрактную точку в полу или на стене, что и он – буквально «смотреть на вещи с его точки зрения».

 

  1. С чего начать интервью с участником трагического события.

Имейте наготове хорошую причину, объясняющую, почему люди должны об этом знать. «Я понимаю, что вам больно об этом говорить, но люди должны это знать, потому что…». Будьте готовы подождать подходящего момента. Ваш тон и жесты имеют большое значение. У человека, пережившего травму, эмоциональные зоны мозга берут верх, тогда как роль когнитивных (отвечающих за логическую обработку информации) идет на спад. Приготовьтесь повторять вопросы. Он забудет многое из того, что вы говорили, но будет помнить, как вы это говорили.

Проявите сочувствие. В самом начале просто скажите: «Мне очень жаль, что вам пришлось пройти через это» или «Мне жаль, что это произошло»

Если интервью предполагается длинным, можно сесть рядом с собеседником. Некоторые находят, что иногда лучше не вступать в зрительный контакт с собеседником, а смотреть в ту же абстрактную точку в полу или на стене, что и он – буквально «смотреть на вещи с его точки зрения»

Легкий наклон вперед демонстрирует открытость

Скрещенные руки или ноги — замкнутость или враждебность.

Не чувствуйте неловкости от того, что в такой экстремальный момент приходится надоедать своими вопросами. Правильные вопросы создают у человека ощущение контроля над ситуацией. Общественная значимость. И это ваша работа

Не начинайте со сложных вопросов

Задавайте открытые вопросы: «Что случилось потом?», «Что было сложнее всего?»

Избегайте закрытых вопросов: «Ты испугался?»

Не стоит рассчитывать на восстановление полной картины трагедии в первые минуты после     нее — детали могут очень отличаться («туннельная память»).

Собирайте как можно больше фактов и проверяйте их в разных источниках.

 

  1. Доверяй, но проверяй

Слушайте активно. Перафразируйте ответ или суммируйте сказанное и переспросите: «Я правильно вас услышал?», «Я хочу написать, что вы сказали то-то…». Это даст возможность не запутаться в фактах, о которых рассказал собеседник. Не ставьте цель докопаться до окончательной истины. Это очень сложно. Опирайтесь на рассказы людей и на собственные наблюдения. Расспрашивайте не одного, а несколько человек. Фильтруйте сообщения. В такие моменты появляется много слухов и дезинформации  Уточняйте информацию в официальных источниках. Исправляйте ошибки оперативно. Оставьте свои контактные данные собеседнику. Попросите его контакты

  1. Будьте готовы к тому, что герой может передумать

Не предполагайте заранее, что вам откажут. Вы можете считать (и зачастую это так и будет), что человек, переживший бедствие, не захочет говорить с вами. Но это его история, а не ваша

Никогда не говорите: «Я понимаю, что вы чувствуете». Потому что это не так, даже если вы сами пережили трагедию. Лучше: «Я бы хотел рассказать вашу историю». Это дает человеку понять, что это его история, и он может контролировать то, как ее рассказывают. Это оставляет за ним право горевать

Не перетягивайте одеяло на себя: не сравнивайте свой опыт с опытом человека, хотя интуитивно хочется сделать и иногда завоевать таким образом доверие.

Пережившие травму люди часто принимают непродуманные решения. Будьте готовы к тому, что после окончания интервью он может отозвать свое согласие на его публикацию. В этом случае не используйте записанный материал

Свяжитесь с человеком на следующий день, пусть он подтвердит согласие на публикацию интервью. Зачитайте ему его высказывания, которые вы использовали в статье/репортаже. Еще раз проверьте, все ли детали вы записали верно (правильное написание/произнесение имени, даты – это важно!)

Не забывайте о себе!

Общаясь с жертвами той или иной тяжёлой ситуации, а тем более работая «в поле», делая репортаж, журналист часто становится свидетелем происходящего, и может испытывать тот же ужас, ярость и отчаяние, как и пострадавший. Но журналист оказывается в более серьёзной ситуации – он рискует получить травму трижды: сначала как свидетель или даже участник трагического события, потом в ходе общения с пострадавшими, слушая о том, что произошло и вновь переживая это, и в третий раз при подготовке материала, прослушивании диктофонных записей, написании. Журналист вновь пропускает ситуацию через себя, более того, думает о том, как описать её так, чтобы затронуть сердца читателей. В таких условиях очень важно заботиться о себе. Журналистов учат быть беспристрастными, «объективными», стараться не давать волю собственным эмоциям. В стрессовой ситуации многим действительно удается мобилизоваться, отстраниться от ужасающей картины, переключить внимание на точный сбор фактов и управление профессиональной техникой. «Человеческая», эмоциональная реакция может наступить позднее, уже в безопасной обстановке.

Журналист при работе с трагедиями травмируется трижды: становясь свидетелем или участником события, во время опроса очевидцев, при написании материала. Заботьтесь о себе.
Фото: atshibaeva.top

 

Заботьтесь о себе. Это, в том числе, поможет сделать работу более качественно и рассчитывать на лучший эффект от вашего материала.

  • Планируйте свое время. Назначайте самую сложную работу на утро, когда у вас больше энергии.
  • Делайте перерывы.
  • Не беритесь за травмирующий контент перед сном.
  • Организуйте себе регулярный отдых и сон.
  • Знайте свои пределы, триггеры и слабые места.
  • Возьмите за правило перед началом эмоционально тяжелой работы оценивать риски – не только физические, но и психологические.
  • Важно! Меняйте план в зависимости от обстоятельств, чтобы срыв дедлайнов не стал причиной дополнительного стресса. Помните, если вы недавно пережили стресс, вы более уязвимы.
  • Вспомните о своём «месте силы», возвращайтесь туда физически и мысленно, чтобы «подзарядиться».

Если вам слишком тяжело, и вы не справляетесь самостоятельно, обратитесь к психологу.