Panna Anna: «Первую мелодию я написала в пять лет, она называлась “Авария”»

Бобруйчанка Panna Anna рассказывает про учёбу, творчество, продвижение релизов и грусть, которая неизбежно проникает во все её песни.

 

 

Мне было лет пять, когда я впервые соприкоснулась с музыкой. Так как я ещё не ходила в школу, мама иногда брала меня с собой на работу. Она преподаёт в «музыкалке» гитару. В её кабинете стояло сильно расстроенное фортепиано, за которое давно никто не садился. И когда мама вышла, я начала на нём играть, сочинять.

Помню, первую мелодию я назвала «Авария». Как раз в то время мой старший брат разбил машину, и это событие меня очень впечатлило. Я сыграла творение маме, и она сразу решила, что я буду музыкантом.

 

На фото Аня в центре.

 

Меня отдали в музыкальную школу. Сначала играла на фортепиано, потому что для виолончели была слишком маленькой. Но через год меня на неё взяли.

Почему именно этот инструмент? Потому что он очень нравился маме! Она окончила музыкальную школу по классу домра, потом пошла на гитару. А её младшая сестра играла на виолончели. И мама тоже хотела, но не получилось, и впоследствии она решила испробовать инструмент сначала на старшей дочери, потом на мне. Маша уже через полгода заявила: «Я туда больше не пойду». Тогда отдали меня.

Я ненавидела виолончель. А дома сочиняла мелодии на фортепиано. Когда мне было восемь лет, я написала симфонию в трёх частях, у мамы даже где-то хранится видеозапись. На школьном концерте я выступала со своими произведениями. Очень стеснялась, но мама настояла, чтобы я их сыграла. А потом ещё и отстаивала перед коллегами моё право называть их «симфониями», хоть они таковыми не являлись.

Остались неприятные воспоминания о конкурсах по виолончели, на которые я ездила не по своей воле. Мне это было неинтересно, к тому же я понимала, как это всё работает. Чтобы выиграть что-то, нужно было чтобы твой учитель сидел в жюри. И я понимала, что мы ездим без смысла. Это был сильный стресс.

У мамы было больше оптимизма на этот счёт, она видела меня крутым музыкантом. Меня никто не спрашивал, хочу ли я, но в итоге я стала виолончелисткой.

 

 

Музыка мне нравилась всегда, а вот любовь к виолончели пришла не сразу. Я играла на гитаре, подбирала песни любимых музыкантов на слух. Причём мама не учила меня, я просто смотрела, как она занимается со своими учениками, и повторяла, интересуясь: «Вот так правильно?».

Меня смотивировала старшая сестра, она играла на гитаре, а мне хотелось быть на неё похожей. Первую песню тоже разучила вместе с Машей, это была «Звезда по имени солнце» группы «Кино». Мне тогда было лет семь лет.

 

 

Свой инструмент я полюбила под конец учёбы в музыкальной школе. В Бобруйск приехал с концертом виолончелист, мы пошли его послушать. Он играл «Элегию» Рахманинова, и она была так красива в его исполнении, что у всех в зале лились слёзы. После этого я решила, что это замечательный инструмент, который может звучать, а не скрипеть, как старая дверь. Наверное, тогда и пришло осознание того, что я стану музыкантом.

В восьмом классе я неожиданно поступила в минскую гимназию-коллеж искусств имени Ахремчика, и там снова столкнулась с непринятием виолончели. Потому что в Бобруйске я играла классно, а в новой школе оказалось, что я ничего не умею, даже правильно сидеть за инструментом. Но потом я перешла эти мучительные этапы перестраивания себя, любовь вернулась. Когда работаешь над техникой и видишь прогресс, начинаешь смотреть на музыку по-другому.

 

“Я играю на виолончели, фортепиано и гитаре. Но для записи своих песен играла на скрипке, контрабасе, мандолине. Если нужно, я могу взять любой струнный инструмент и сыграть, главное понять, как расположены ноты.” На фото Аня с группой “Vodar”.

 

После учёбы меня распределили в музыкальную школу, и мне очень понравилось быть учителем! Я чувствовала, что это – моё. Но из-за того, что учителям платят немного, а по классу бегали мыши и крысы, и об этом не принято было говорить, я решила, что сама эта система – не для меня.

Работа мне приносила удовольствие, и мне казалось, что у меня хорошо получается. Возможно, я могла бы стать ещё лучше, если бы продолжила развиваться в этом направлении. Но выбор был такой: либо система меня сожрёт, либо я сама пошлю её куда подальше. И я остановилась на втором варианте, и ушла из школы, как только закончилась отработка.

Если бы были хорошие условия и оплата труда, я бы даже не думала о том, чтобы уезжать.

 

 

В Минске я поучаствовала в нескольких интересных проектах. Это была группа «Vodar», с которой мы активно выступали. Классная команда со светлыми песнями, но при этом небанальными и нестандартными, что я больше всего и ценю в музыке.

В качестве виолончелистки ездила с Сергеем Башлыкевичем на «Бардаўскую восень». Мы готовили часовую программу, которую потом ещё раз отыграли в музее имени Азгура. Также отыграла онлайн-концерт с группой «Relikt», и с ними же – в живом эфире «Радыё Сталіца».

 

 

Перед отъездом из Беларуси я записывала альбом с группой «Loudscage», моя виолончель будет звучать на всех 11-ти композициях. Прикольный опыт, потому что мы уложились в два дня. Сейчас ждём, когда альбом выйдет на музыкальных площадках.

И ещё один интересный проект – короткометражный, хореографический фильм «Senum», для которого я записала небольшой отрывок на виолончели. К сожалению, пока его нет в открытом доступе, идут показы на фестивалях. Это был классный опыт, потому что я записывалась не зная, что будет на картинке. Но когда увидела результат, мне очень понравилось.

 

 

Я давно сочиняю песни, а первые записи сделала в 2019 году. Всё, что сейчас опубликовано – из периода работы в музыкальной школе. Мне тогда было очень грустно, и песни придумывались, как способ скрасить серые будни.

В записи мне помогал Антон Корженевский. Мы познакомились на одном из проектов, и он рассказал, что у него есть домашняя студия, он занимается сведением, мастерингом, и может поработать с моими песнями. А я в то время как раз хотела записать альбом.

В основном я записывала одна, Антон помог с партией барабанов, занимался сведением, мастерингом и аранжировками. Также он делал обложки к синглам. Сейчас я пытаюсь освоить всё сама, чтобы стать полностью самостоятельной. Пока учусь, и надеюсь, что всё получится.

Мои песни можно услышать на всех площадках – Spotyfy, Яndex Music, Deezer, Soundcloud, Apple Music, ВКонтакте. Буквально позавчера я узнала, что у меня есть канал на YouTube. Это чудеса дистрибьюции, я сама этим не занималась. Поэтому если набрать в строке поиска Panna Anna «Я видел смерть», найдёте меня и там.

 

 

Когда я изучала вопрос: «Как сделать так, чтобы моя музыка была везде?», узнавала о разных способах дистрибьюции. У них, в свою очередь, разные условия. Например, мой дистрибьютор берёт определённый процент от выручки, остальное достаётся мне. Но пока этот вопрос меня не сильно волнует, сейчас на моём счету 25 центов.

Дистрибьютор даёт возможность одновременно залить песни на все площадки. Недавно появилась функция предлагать свой альбом или песни в плейлисты. Он может делать промо-ролики, продвигать рекламу. Почти всё, что делают лейблы. И если хорошо заняться вопросом, можно раскручиваться без звукозаписывающей компании.

 

 

Во мне есть декадентство. Даже в жизни в Бобруйске я могла найти что-то классное и красивое для себя. Да, у меня была затяжная депрессия все два года отработки, без друзей. Одиночество стало творческим толчком. В музыку я вылила все свои чувства и эмоции.

Почему тогда были песни про смерть, я не знаю. У меня не было такой идеи, концепции. Так получалось случайно. Я брала в руки гитару, придумывала мелодию, а потом подбирала стихи – сама я их писать не умею. И так получилось, что все тексты, которые я нашла, были про смерть. И только когда я это осознала, появилась концепция.

Все мои песни грустные. Возможно, повлияла эта русская тоска из любимых мной книг Достоевского и песен «Аукциона».

 

 

1 января должен выйти релиз моей не совсем новой песни. Два года назад она появилась в ВКонтакте. У меня не доходили руки выложить её на площадки, и вот, наконец, дошли. Дистрибьютор обещает, что в начале года он выйдет.

Эта песня написана на стихи моей бабушки, как подарок к её дню рождения. Она получилась красивой, всем понравилась. Сказали: «Записывай».

Также сейчас мы готовим обложку к новой песне, вчера мне скинули окончательный вариант мастеринга. Планируется, что она тоже выйдет в январе. Это песня на беларусском языке.

 

 

Полгода я живу в Польше. Сейчас у меня есть тяга к беларусским песням. Я даже маму попросила прислать мне две книги из дома. Одна из них – «Анталогія беларускай народнай песні», довольно редкая. Когда я училась в колледже, мы учили наизусть песни, которые в ней были напечатаны по разделам: «калядныя», «вясельныя» и так далее. В библиотеке таких книг было мало, и мы копировали, фотографировали страницы. Однажды я зашла в букинист, нашла её за 10 рублей и сразу купила.

Вторая книга – «Лірыка беларускага вяселля», её мне когда-то дала мама. И в ней я нашла текст песни «Мар’ечка».

Не знаю, будет ли в альбоме концепция, связанная с беларусскими народными песнями, но пока я работаю над одним из таких трэков, и надеюсь на скорый релиз.

Panna Anna в Instagram

Фото из соцсетей героини.